Статья 14217

Название статьи

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ДИАГНОСТИКА (ЧАСТЬ II)

Авторы

Миханова Ольга Павловна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра английского языка, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), mihanova@mail.ru

Индекс УДК

372.881.111.1

DOI

10.21685/2072-3024-2017-2-14

Аннотация

Актуальность и цели. Задача оценивания деятельностных характеристик обучения и личностных качеств студента высшей школы окончательно не решена на современном этапе модернизации высшего образования. Соответственно, возникает необходимость в такой оценочной системе, которая адекватно отразит процесс формирования и развития общекультурных компетенций как результат высшего образования.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования методик, позволяющих оценить динамику формирования и развития общекультурных компетенций в процессе обучения иностранному языку, проследить направление личностного развития студентов. Для определения достоверности результатов формирующего эксперимента применялась статистика «X2-критерий» («хи-квадрат критерий»).
Результаты. Проанализированы результаты педагогического эксперимента, подтвердившие положительную динамику формирования и развития общекультурных компетенций студентов вуза в процессе обучения иностранному языку и позволившие проследить направление личностного развития студентов. 
Выводы. Проведенный анализ статистических данных эксперимента показал наличие, отсутствие и степень выраженности компонентного слагаемого компетенции; причины, определяющие наличие, отсутствие и степень выраженности компонентного слагаемого; значение полученных данных в целостной картине компетенции личности.

Ключевые слова

общекультурные компетенции, диагностические методики, динамика формирования и развития общекультурных компетенций, личностное развитие студентов, обучение иностранному языку

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Вербицкий, А. А. Возможности теста как средства диагностики качества образования: мифы и реальность / А. А. Вербицкий, Е. Б. Пучкова // Высшее образование в России. – 2013. – № 6. – С. 33–44.
2. Прокофьева, Е. Н. Диагностика формирования компетенций студентов в вузе /
Е. Н. Прокофьева, Е. Ю. Левина, Е. И. Загребина // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–4. – С. 797–801.
3. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие / В. И. Байденко. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с. 
4. Миханова, О. П. Формирование универсальных компетенций: от теории к практике / О. П. Миханова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2009. – № 4 (12). – С. 145–151.
5. Бобиенко, О. М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования : автореф. дис. … канд. пед. наук / Бобиенко О. М. – Казань, 2005. – 23 с.
6. Бордовская, Н. В. Педагогика : учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб. : Питер, 2006. – 304 с.
7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. для вузов / И. А. Зимняя. –М. : Логос, 2000. – 384 с.
8. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. ; под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб. : Питер, 2006. – 560 с. – (Практикум по психологии).
9. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология: cхемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 208 с.
10. Немов, Р. С. Психология : в 3 кн. Кн. 3 : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 640 с.

 

 

Дата создания: 30.08.2017 09:08
Дата обновления: 27.11.2017 19:07